ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
для 1-4 классов по физической культуре
при 3-х урочных занятиях
в неделю
Разработал:
учитель физической культуры,
высшей квалификационной категории Букарев
А В
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование,
авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии
с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В
соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической
культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с
обще развивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших
школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются
сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности,
данная программа ориентируется на Решение следующих образовательных задач:
- совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазанье, метании;
- обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика
и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих
в школьную программу;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений,
гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека,
укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой,
физ- минутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям
физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала
в соответствии с возрастной-половыми особенностями учащихся, материально-технической
оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион),
регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные
и сельские школы);
- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением
учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности
учащихся;
- на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого
к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного
его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе
и в самостоятельной деятельности;
- на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала
на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее
раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе
активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений
в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный
компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое
совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о
физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной
активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности),
знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе
(историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями,
способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью
учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное
физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников.
Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных
игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих
упражнений с различной функциональной направленностью.
Содержание тем учебного курса
Основы знаний о физической
культуре --------------------------- в процессе урока
Подвижные игры c элементами
спортивных игр ----------------- 31 ч.
Гимнастика с элементами акробатики ------------------------------
22 ч.
Легкоатлетические упражнения -------------------------------------- 22 ч.
Лыжная
подготовка----------------------------------------------------- 30 ч.
Итого ---------------------------------------
105 ч.