Физическая культура 4 класс
(Авторы В. И. Лях, А. А. Зданевич.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
4 класс разработана на основе примерной программы по физической культуре, утвержденной
приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 № 1089 и авторской учебной программы
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях,
А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005) и сборника «Концепция и программы для начальной
школы в 2 частях» комплекта «Школа России», Москва , Просвещение , 2011 год.
Цели:
- сформировать у учащихся начальной школы основы здорового образа жизни;
- развивать творческую самостоятельность посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
- укреплять здоровье школьников посредством развития физических качеств и повышения
функциональных возможностей жизнеобеспечение систем организма;
- совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм,
физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формировать общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека,
роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным
играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучать простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями
физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на реализацию принципа вариативности,
обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с поло возрастными
особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный
зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими
условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы).
В
программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части -
базовую и вариативную.
В авторскую программу внесены изменения: добавлено 3 часа,
согласно учебному плану школы, который рассчитан на 35 учебных недель.
Добавлены темы
– раздел «Подвижные игры»
Учебно-методические пособия:
Физическая культура. 1 - 4 кл. Под ред. Ляха В.И., Любомирского Л.Е., Мейксона Г.Б.
- Просвещение, 1908.
На учебный предмет «Физическая культура» отводится:
всего 105 часа в год.
в неделю
3 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса
Уровень подготовки
обучающихся В результате освоения содержания программного материала учебного предмета
«Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным
минимумом уровня развития физической культуры.
Учащиеся должны знать:
- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
- о способах и особенностях движений, передвижений;
- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений,
о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности
воздействия на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих
процедур, профилактике нарушений осанки; -
- о причинах травматизма на занятиях физической культуры.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
- выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы,
скорости;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.
- По окончании начальной школы обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности
не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что со-ответствует
обязательному минимуму содержания образования.
№ Наименование раздела и тем и часы учебного времени
- 1 Ознакомить учащихся с содержанием и организацией уроков физической культуры. Учить
строиться в колонну по одному. 1 ч.
- 2 Ознакомить учащийся с построением в колонну по одному. Обучать в подбрасывании
ловле мяча двумя руками. Упражнять в равновесии и прыжках. 1 ч.
- 3 Подвижные игры с элементами ходьбы и бега 1 ч.
- 4 Ознакомить учащийся с поворотом переступанием. Повторить построение в колонну по
одному, перестроение в колонну по три. Упражнять в подбрасывании мяча вверх и ловле
его двумя руками. Повторить упражнения в равновесии и прыжках. 1 ч.
- 5 Повторить повороты переступанием. Упражнять в ходьбе и беге врассыпную. Обучать
прыжкам на двух ногах, продвигаясь вперед, перепрыгивая справа и слева от шнура.
Упражнять в перебрасывании мяча в шеренгах, развивая точность движений, глазомер. 1
ч.
- 6 Подвижные игры с элементами ходьбы и бега 1 ч.
- 7 . Повторить построение в шеренгу. Упражнять в ходьбе и беге с перешагиванием через
предметы. Повторить в перебрасывании мяча друг другу. Упражнять в подлезании под
шнур и сохранении устойчивого равновесия на повышенной опоре. 1 ч.
- Научить детей находить свое место в колонне. Упражнять в ходьбе и беге врассыпную.
Ознакомить с ударами мяча о пол и ловлей одной рукой. Упражнять в подлезании под
шнур и равновесии. 1 ч.
- 8 Подвижные игры с мячами 1 ч.
- 9 Разучить перестроение в круг из шеренги (первый способ). Учить ходить и бегать
по кругу. Обучать перебрасыванию мяча через шнур. Упражнять в прыжках и равновесии. 1
ч.
- 10 Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики «Считалки»; «Горелки». 1 ч.
- 11 Повторить ходьбу и бег по кругу. Упражнять в ползании по скамейке на ладонях и
ступнях. Повторить прыжки с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Упражнять в
равновесии. 1 ч.
- 12 Подвижные игры с элементами бега и прыжков 1 ч.
- 13 Разучить ходьбу с изменением направления движения. Повторить ходьбу боком приставным
шагом, перешагивая через предметы. Упражнять в ловле мяча после отскока о стену и
перепрыгивании через шнуры.. 1 ч.
- 14 Повторить ходьбу с изменением направления движения. Разучить ходьбу по скамейке
на носках, удерживая устойчивое равновесие. Упражнять в ловле мяча после отскока
о пол (в шеренгах). Повторить игровое упражнение «Передача мяча в колонне». 1 ч.
- 15 Подвижные игры с мячами 1 ч.
- 16 Разучить перестроение из колонны по одному в колонну по два. Ознакомить с поворотом
прыжком. Разучить спрыгивание с высоты. Упражнять в ползании по гимнастической скамейке
на ладонях и коленях. 1 ч.
- 17 Повторить повороты прыжком направо и налево. Разучить ходьбу и бег между предметами,
ползание по гимнастической скамейке на животе. Повторить спрыгивание с высоты. Упражнять
в равновесии. 1 ч.
- 18 Подвижные игры с элементами легкой атлетики 1 ч.
- 19 Разучить перестроение в круг из шеренги (второй способ).Ходьба и бег по кругу.
Ходьба и бег врассыпную с остановкой по сигналу. Ходьба и бег в колонне по одному.
Разучить метание мяча на дальность в прыжках и лазанье. 1 ч.
- 20 Повторить метание мяча на дальность.. 1 ч.
- 21 Подвижные игры с мячом 1 ч.
- 22 Разучить ходьбу с изменением темпа движения 1 ч.
- 23 Повторить ходьбу и бег с изменением темпа движения. Упражнять в попеременном подпрыгивании
на правой и левой ноге. Повторить лазанье по гимнастической стенке, разучить перебрасывание
мяча одной рукой и ловле двумя. 1 ч. 1 ч.
- 24 Подвижные игры с элементами ходьбы и бега 1 ч.
- Упражнять в беге. Разучить ходьбу по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол.
Упражнять в попеременных прыжках на правой и левой ноге. 1 ч.
- 25 Повторить ходьбу и бег по кругу, врассыпную по всему залу, с остановкой по сигналу.
Упражнять в прыжках и равновесии. 1 ч.
- 26 Подвижные игры с элементами ходьбы и бега 1 ч.
- 27 Упражнять в ходьбе и беге с ускорением и замедлением темпа движения. Повторить
ходьбу с мешочком на голове. Упражнять в перепрыгивании на двух ногах через бруски.
Повторить перебрасывание мячей друг другу (в шеренгах). 1 ч.
- 28 Разучить ходьбу и бег парами (за руки не держаться).Повторить бег змейкой. Ознакомить
с забрасыванием мяча в корзину. Упражнять в ползании по гимнастической скамейке и
равновесии. 1 ч.
- 29 Подвижные игры с элементами ходьбы и бега парами 1 ч.
- 30 Повторить ходьбу и бег с изменением направления движения. Упражнять в поворотах
прыжком на месте, в прыжках на правой и левой ноге с огибанием предметов; повторить
перебрасывание больших мячей( в шеренгах). 1 ч.