Эффекость физического воспитания учащихся общеобразовательных школ во многом зависит от правильного планирования учебного материала. В отличие от планирования других учебных предметов, планирование уроков физической культуры осуществляется на основе последовательного составления трех документов, которые являются основными формами планирования учебной работы по физической культуре:
Они должны отвечать требованиям целенаправленности, комплексности, систематичности,
реальности и наглядности. Целенаправленность планирования требует от преподавателя
четкой формулировкив каждой четверти частных задач учебной деятельности по изучению
знаний и основ видов спорта. На их основании должны быть так же четко сформулированы
задачи каждого урока, которые являются основанием для включения в урок конкретных
учебных заданий, направленных на их выполнение.
Комплексность планирования требует обоснованного сочетания в планирующей документации
учебных заданий, направленных на воспитание, обучение знаниям, двигательным и методическим
умениям, навыкам, развитие физических качеств.
Системность планирования предполагает
определенную последовательность распределения в каждом уроке и по урокам учебных
заданий. Наиболее общим условием системности планирования учебных заданий, направленных
на обучение движениям, является соблюдение правил "от простогo к сложному", "от легкого
к трудному", "от известного к неизвестному", "от изученного к неизученному".
Реальность
планирования предполагает включение в документацию планирования учебных заданий,
для выполнения которых учащиеся подготовлены технически и психологически. Планируемые
задачи должны быть соотнесены с реальной действительностью.
Наглядность планирования достигается тем, что в плане-
язательно отражать:
Дату и место проведения урока;
Систему соподчиненных задач урока: образовательные, воспитательные, оздоровительные, прикладные, соответствующие этапу формирования двигательных умений и навыков;
Обучение учащихся (повторение) правилам безопасного поведения -
Основные этапы урока с указанием временных рамок, заданий для учащихся, форм организации учебной деятельности учащихся;
Перечень используемого оборудования и инвентаря;
Дозировку нагрузок;
Формы, методы и критерии (нормативы) контроля знаний и умений;
Формы текущей аттестации (устная или практическая);
Разделы, по которым учитель проводит текущую аттестацию учащихся на уроке;
Замечания по итогам урока, отступления от плана урока -
1. Конспект является учебным документом, в котором записана программа проведения предстоящего урока. Он должен быть написан разборчиво и аккуратно.
2. Все записи в конспекте нужно делать подробно, соблюдая существующие терминологические требования, дополняя словесное изложение рисунками или схемами.
3. Особенно тщательно должны быть сформулированы задачи учебно-
4. Учебный материал должен быть изложен строго последовательно в том порядке, в каком будет даваться на уроке. Необходимо отчетливо выделять составные части урока и избегать формального распределения упражнений по этим частям.
5. При подборе средств и методов надо иметь в виду, что каждое занятие должно быть увлекательным, насыщенным разнообразными упражнениями.
6. Содержание подготовительной части урока должно быть подчинено содержанию основной его части. Поэтому правильное определение конкретных задач и средств подготовительной части может быть обеспечено лишь после того, как установлено содержание основной части. Это могут быть строевые и порядковые упражнения, ходьба, ходьба с различными дополнительными движениями, бег, прыжки и другие общеразвивающие и специальные упражнения, способствующие подготовке организма к предстоящей работе в основной части урока. Упражнения надо подбирать с таким расчетом, чтобы подготовить к работе все мышцы.
7. Содержание основной части урока должно обеспечивать достаточное разнообразие влияний применяемых упражнений на занимающихся.
Образовательные и оздоровительные задачи должны быть намечены и распределены в уроке
так, чтобы имелось достаточно времени для полноценного выполнения учащимися всех
намеченных заданий. В целом все упражнения решают задачи разносторонней физической
и квалифицированной технической и тактической подготовки обучающихся. Существует
определенная последовательность и преемственность этих упражнений:
-
-
-
-
Воспитательные задачи большей частью необходимо связывать с решением оздоровительных и образовательных задач, а следовательно и с использованием соответствующих упражнений. Для каждого урока необходимо определить моменты нравственного, эстетического и трудового воспитания и направленного развития двигательных качеств.
8. Полное изложение заключительной части урока обязательно. Особенно важно предусмотреть в ней формы подведения итогов учебной деятельности (краткие указания, замечания и выводы, задания) и поведения учащихся, а также способы подготовки их к работе на уроках по другим предметам (легкий бег, ходьба, упражнения на внимание и расслабление). Но это не исключает внесения в урок в случае необходимости нескольких целесообразных изменений и дополнений.
9. Все упражнения, как основные, так и их варианты, должны излагаться достаточно
полно, с указанием исходных положений и последовательным расчлененным перечнем составляющих
их действий (по разделениям), гимнастические общеразвивающие и вольные упражнения
-
10. Дозировка упражнений должна быть указана достаточно полно, всесторонне, с учетом всех существенных в каждом отдельном случае условий обеспечения надлежащей интенсивности, объема нагрузки (указывая количество повторений, темп, общую продолжительность интервалов отдыха и др.)
11. Обязательно должны быть изложены организационно-